Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Среда, 18.10.2017, 17:40
Включить версию для слабовидящих
МДОУ "Детский сад №4 п.Новоорск"

 Каталог статей

Форма входа
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [7]
Баннеры


Портал «Культура.РФ»

Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 34
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    ...
    официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации"
    ...
    " официальный сайт Министерства образования Оренбургской области"
    ...
    официальный сайт Отдела образования администрации Новоорского района"
    ...
    Федеральный портал "Российское образование"
    ...
    Единое окно доступа к образовательным ресурсам
    ...
    Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
    ...
    Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим миром

    Экологическое развитие

    в процессе ознакомления с окружающим

    «Любовь к природе, впрочем,

    Как и всякая человеческая любовь,

    Несомненно, закладывается в нас с детства»

    И. Соколов – Микитов.

       Тему для семинара мы выбрали не случайно, исходя из годового плана учебно – воспитательной  работы на 2011-2012 учебный год. Одной из задач педагогического процесса является формирование у детей бережного и сознательного  отношения к природе.

         В наше время очень остро встала проблема экологического воспитания дошкольников. В век скоростей и технологий не хватает  времени  остановиться, оглянутся вокруг, понаблюдать за родной природой. А нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому. Все мы в обязательном порядке должны общаться с природой: с растениями и животными, любоваться красивыми пейзажами, слушать лесные шорохи, наслаждаться  тишиной. А бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей любого возраста. Экологическое воспитание дошкольников, на сегодняшний день стало актуальным направлением в дошкольном образовании. Именно,  формирование бережного и сознательного отношение к природе,  является одной из задач педагогического процесса.

       Педагогический опыт показывает, что начинать экологическое образование можно и нужно с раннего возраста. Наша задача, как педагогов, в работе с детьми заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Ведь именно приобретенные в детстве знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

       Мы уверенны, что очень важно, чтобы каждый ребенок с малых лет понял: человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота,  о себе, о своем будущем. То, что наносит вред природе,  наносит вред самому человеку.

        В нашем саду экологическое воспитание проводится по программам Н. А. Рыжовой «Наш дом - природа», С. Н. Николаевой «Юный эколог» О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»,  Т. А. Копцевой «Природа и художник»,  А. Вересовой «Мы земляне», Е. Рылееввой «Открой себя», используем  научно-методическую и психолого-педагогическую литературу: С. А. Веретенникова «Ознакомление детей с природой», М. М. Марковская «Уголок природы в детском саду», технология Н. Н. Кондратьевой «Мы», З. Ф. Аксенова «Войди в природу другом», П. Г. Федосеева «Система работы по экологическому воспитанию»;

        Основой  нашей работы являются следующие принципы: системность,  наглядность,  доступность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

        Ознакомление детей с природой осуществляется на основе интегрированного подхода (взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, литературы, компьютерно - игрового комплекса) и использованием различных видов работ (беседы, наблюдения, дидактические игры, чтение природоведческой  литературы, целевые прогулки и экскурсии, экспериментальная работа).

       Исследования показали, что настоящий интерес к познанию природы и бережного отношения к ней появляются у детей лишь в процессе ежедневного общения с природой. К. Д. Ушинский  говорил: «…что день, проведенный ребенком среди рощ и полей… заменяет много недель на учебной скамье». Поэтому среди  разнообразных методов и форм экологического воспитания дошкольников ведущее место занимают наблюдения.  Наблюдение – метод чувственного познания природы. Практикой дошкольного воспитания и педагогическими исследованиями доказано, что правильная организация чувственного восприятия природы в естественной обстановке обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. Руководство наблюдениями дает возможность научить дошкольников ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых явлений, обнаружить взаимосвязи в природе. Через наблюдения ребята имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. Наблюдение способствуют  воспитанию любознательности, наблюдательности, воспитывается любовь к природе. Наблюдение – это важнейший источник знаний о природе. В процессе наблюдения осуществляется разнообразная мыслительная деятельность ребенка: поиск ответов на поставленные вопросы, развивается в детях важное умение – смотреть, видеть, делать выводы и обобщения, сравнивать.

    Таким образом, наблюдение в природе является важным методом экологического воспитания детей: оно позволяет пробудить чувства к природе, развить наблюдательность, сенсорные ощущения и благодаря им  - богатое воображение. Наблюдение расширяет кругозор детей, обогащает их мышление множеством конкретных сведений о таинствах жизни природы, учит беречь ее.

         Еще одним из уникальных методов экологического развития детей является проектирование. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников, ведь опыт самостоятельной деятельности, полученной ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия.

        Особенность взросло- детского проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, педагоги, родители. Совместный сбор материалов по теме занятия, игры, конкурса, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что естественно сказывается на результатах. Привлечение специалистов дошкольного учреждения: медсестры, психолога – поможет сделать проект более познавательным и ярким.

       Воспитателем подготовительной к школе группы, Тукабаевой А. Д., был разработан долгосрочный экологический, опытно-экспериментальный проект «Юный исследователь» - по ознакомлению детей с неживой природой.  Цель проекта вызвать интерес у детей к опытно-экспериментальной деятельности.

     Задачи:
    -  научить ребенка  удовлетворять присущую ему любознательность (помочь ему ответить на вопросы: почему, зачем, как устроен мир?);
    - научить детей практически устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями;

    -  научить детей работать согласованно, единой командой.
     Проблема - как познакомиться с неживой. Исходя из этого проекта,  сегодня вы  посмотрели занятие, с включением проблемной ситуации детского экспериментирования «Почему не тонут айсберги?», которое способствовало уточнению и расширению знаний о свойствах льда, увеличению словарного запаса детей, умению детей договариваться друг с другом.

        Воспитатель средней группы, Шамшиева О. А. , разработала  и реализовала  краткосрочный проект «Елочка-красавица», целью которого было приобретение и украшение елки в совместной деятельности с взрослыми. Задачей – познакомить детей и родителей с историей новогодней елки. Во время работы над проектом были проведены интегрированные занятия,  дети заучивали стихи о елке, изготавливали елочные украшения, подарки для родителей, воспитателем была приготовлена консультация для родителей «Вечерний досуг в кругу  семьи». Результат проекта - отлично проведенный праздник, что можно проследить, по отзывам родителей, продуктивной деятельности детей и фотовыставке «Фоторепортаж от елки». Сейчас Олеся Артемовна работает над созданием нового проекта «Маленькие огородники». Проблема этого проекта – как вырастить урожай овощей на подоконнике. Задача: вызвать у детей интерес к длительному наблюдению за прорастанием семян, развитием одних и тех же объектов, учить делать зарисовки в листе наблюдений, познакомить детей с правилами ухода  за растениями, устройство стеклянной грядки.

       Вашкевич Л. Г.    привлекла внимание к вопросу о важности домашнего животного в семье проектом "Наши младшие друзья", цель которого формирование заинтересованного, бережного отношения к домашним животным.

    Задачи были поставлены следующие:

    1) Формировать знания детей о домашних животных

    2) Дать представления о потребностях животных для их роста и развития

    3) Воспитать чувства сопереживания ко всему живому, умение делать элементарные выводы и умозаключения

    Ожидаемые результаты:

    Понимание детьми, как можно ухаживать за домашними животными.

    Привитие детям любви и бережного отношения к животным.

    Желание родителей завести домашнего питомца.

        В детском саду состоялся педсовет. Одной из тем педсовета была «Формирование у детей представлений о необходимости  бережного и сознательного отношения природе» - докладчик Сунчакова И. В.. Ирина Викторовна убеждена, что легче решается задача формирования знаний, и значительно труднее – воспитание устойчивого бережного отношения, которое появлялось бы не только в суждениях ребенка, но и в его поступках. А для выяснения возможностей детей старшего возраста оценивать отношение людей к природе можно предложить задание (ситуацию), в которой нужно оценить поведение сверстников, взрослых, высказать суждение о том, как бы он поступил в данной ситуации, и мотивировать свое решение. На основании этих ответов можно сделать вывод и дать оценку отношения к природе взрослых и сверстников.

       «Ты пошел в гости к природе - не делай ничего, что счел бы неприличным сделать в гостях» -эти хорошие слова из доклада Кишкиной Н. А. «Воспитание правил безопасного для человека и окружающего мира природы поведения», а для закрепления правил поведения в природе предложила использовать мультфильмы.

       Уровень экологического развития детей во многом определяется степенью экологической грамотности их родителей, поэтому немаловажное значение имеет просвещение родителей в области охраны окружающей среды. С этой целью мы оформляем соответствующие стенды, проводим консультации, родительские собрания,  воспитатель Шамшиева О. А. провела анкетирование родителей в средней группе  на тему «Экологическое воспитание дошкольников». В исследовании принимало участие 13 родителей. Все взрослые знают, что экология – это наука о природе, воспитывает бережное отношение к природе. Родители в курсе, что в ДОУ занимаются вопросами экологического воспитания, поддерживают полностью проводимую работу. У многих дошкольников дома  есть животные, и дети ухаживают за ними. Родители просят оборудовать живой уголок в группе, в котором будут и попугаи, и черепахи, и рыбки.

       В прошлом году  в детском саду проходил конкурс мини- музеев. Все воспитатели приняли  активное  участие в создании музеев.  Задачей мини-музеев являлось совершенствование традиционных, разработка и апробация инновационных форм и методов работы с дошкольниками в области детской музейной педагогики; привлечение родителей к созданию экспонатов музея,         обогащение предметно-развивающей среды, использование различных уголков ДОУ для оформления образовательного пространства. Воспитатель Набиева О. И. создала мини музей «Птиц», который занял второе место, действует и по сегодняшний день и пополняется новыми экспонатами, дает возможность развивать и закреплять экологические знания детей.

        Мы уверены: в настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области ни специализировался педагог. Все сферы развития личности неразрывно связа­ны с воспитанием у ребенка ответствен­ного отношения к миру природы. По­этому воспитатель любое свое действие, любой содержательный материал, будь то математические задачи, тексты по развитию речи или задания для художе­ственного творчества, должен оцени­вать с позиций их соответствия требо­ваниям экологического образования. При этом необходимо учитывать, какое сознание будут формировать данные задания у детей, насколько биологичес­ки грамотно они составлены, какие воз­можности предоставляют для система­тизации знаний о природе.

        Так, в декабре 2011года, в стенах нашего детского сада, был проведен конкурс «Воспитатель детского сада». Задача конкурса: выявление талантливых педагогов и распространение их опыта, совершенствование воспитательного и образовательного процесса ДОУ, активизация инновационной деятельности, творческого потенциала педагогов. Участники конкурса должны предоставить портфолио воспитателя, организовать и провести занятие познавательного цикла, по ознакомлению с окружающим и экологии. Победителем конкурса по двум этапам названа Ивакина Антонина Николаевна, музыкальный руководитель детского сада. «Путешествие в зимний лес», проведенное Антониной Николаевной, хорошо организовано. Музыкальный руководитель использовал различные информационные компьютерные технологии (аудио обращение Деда Мороза, видиоклип на произведение А. Вивальди  «Зима»). Быстрая смена деятельности помогала удерживать внимание в течение всего занятия. (Дети выполняли задания Деда Мороза , написанные на снежинках, рассказывали о приметах и явлениях зимы.) Цели и задачи поставлены с учетом возрастных особенностей детей, соответствуют требованиям программы.   

    Крюкова Т. А. ведет кружок в средней группе «Я садовником родился…», где знакомит детей с цветами, затем дети изображают этот цветок при помощи пластилина, манки , красок или бросового материала (пластиковых бутылок), рисуют на воздушном шаре, закрепляя знания о строении и особенностях цветов. 

        В данный момент воспитатели работают над оформлением экологических зон, размещения животных, что поможет развить и закрепить знания детей, и обогатит предметно – развивающую среду.

        Местонахождение дошкольного учреждения благоприятно сказывается на экологическом образовании и состоянии здоровья детей. В непосредственной близости к ДОУ расположена роща (где имеются интересные объекты: разные виды деревьев, поляны, поселение птиц «грачевник»), река «Кумачка» - где проводятся экскурсии и целевые прогулки. На территории детского сада представлены различные жизненные формы растений: деревья, кустарники, травянистые растения, мхи , клумбы с цветами – что дает воспитателям возможность проводить разнообразные наблюдения. Достаточно полно представлен и животный мир: птицы, насекомые. Вся эта информация  нашла отражение  в «Экологическом паспорте детского сада». Формируя у детей систему знаний об особенностях приспособления разных видов к среде обитания, приобщая их к природоохранной деятельности (подкормка птиц, высаживание растений, уход за обитателями уголка природы и т. д.), проводя праздники, утренники, игры экологической направленности и привлекая к этой работе родителей, мы способствуем экологическому воспитанию ребенка, развитию активного и ответственного отношения к природе.

     

    Категория: Мои статьи | Добавил: mdou4novoorsk (09.04.2012)
    Просмотров: 2172 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: