Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Среда, 18.10.2017, 17:38
Включить версию для слабовидящих
МДОУ "Детский сад №4 п.Новоорск"

 Каталог статей

Форма входа
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [7]
Баннеры


Портал «Культура.РФ»

Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 34
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    ...
    официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации"
    ...
    " официальный сайт Министерства образования Оренбургской области"
    ...
    официальный сайт Отдела образования администрации Новоорского района"
    ...
    Федеральный портал "Российское образование"
    ...
    Единое окно доступа к образовательным ресурсам
    ...
    Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
    ...
    Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Формирование музыкальной культуры на основе знакомства с классической музыкой

    Формирование музыкальной культуры на основе знакомства с классической музыкой

     

    В наше время всё чаще говорится о необходимости формирования личности через культуру. Культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом. Музыкальная культура - это, с одной стороны, часть общей культуры, с другой - показатель уровня этой общей культуры.

             Музыкальная культура понимается нами как жизненная и духовная среда, в рамках которой только и может осмысленно существовать собственно музыка. Возьмем, к примеру, симфонию Шостаковича. Для ее осмысленного существования необходима такая среда, в которой есть симфонические оркестры и концертные залы, профессиональное музыкальное образование и нотоиздательство. Но сверх того, чтобы смысл симфонии Шостаковича открылся как можно полнее, нужен определенный жизненный опыт исполнителей и слушателей, без которого нелегко почувствовать трагическую образность его музыки, и нужен определенный художественный опыт, который мы начинаем приобретать с дошкольного детства.

    Музыкальная культура ребёнка дошкольного возраста- это интегративное личностное качество, формирующееся в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкального искусства, музыкально- образного мышления и воображения, накопления познавательно- ценностного опыта в творческой музыкальной деятельности, развития всех компонентов музыкально - эстетического сознания - эстетических эмоций, чувств, интересов, потребностей, вкуса, представлений об идеале (в доступных возрасту границах), актуализирующееся в проявлениях эстетической и творческой активности, рождающего эмоционально- оценочное отношение ребёнка к музыке

      Известно: дошкольники, слушая музыку, различную по художественным достоинствам, «заражаются» отношением к ней взрослых. Поэтому именно от выбора музыкальных произведений педагогов и родителей будет зависеть  успешность формирования основ музыкальной культуры у детей дошкольного возраста. Одни и те же навыки и умения дети могут приобретать на различном по своему художественному уровню репертуаре. Неудачный выбор взрослым произведения дезориентирует ребенка в представлениях о красоте музыки, ценностных эталонах искусства.  Общая культура человека и  музыкальная формируется с самого раннего возраста: ребенок приучается к музыкальным звукам и осваивает «язык» музыки, ее «речь» еще задолго до рождения. Опыт восприятия произведений «разных эпох и стилей» (Б.В. Асафьев) способствует формированию предпочтений, вкусов, оценок ребенка. Экспериментальная педагогическая работа в детских садах, наблюдения практики свидетельствуют: педагог достигает поразительных результатов в плане музыкально-творческого и общего развития детей, при условии использования гибких методов  и форм организации музыкальной деятельности, если создает благоприятные условия для самовыражения ребёнка на основе чувств и положительной оценки музыкального произведения.

    В нашем саду работа ведётся по программе О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры», целью которой и является формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Работать по ней легко, здесь собраны музыкальные произведения разных эпох, доступные дошкольникам по эмоциональному содержанию и продолжительности звучания, они сгруппированы по следующим темам: «Музыка выражает чувства, настроения,  характер людей», «Марш, танец, песня», «Музыка рассказывает о птицах и животных», « Музыка и природа», «Сказка в музыке», «Музыкальные инструменты», - раскрывающим содержание музыки, ее связь с жизнью (принцип тематизма).

             Во всех  возрастных группах темы изучаются на новом репертуаре с возвратом к знакомому, что способствует закреплению представлений о музыке, накоплению впечатлений (концентрический принцип) - движение по спирали обеспечивает музыкальное и общее развитие.

    Чтобы заинтересовать ребенка музыкой, развивать его мышление, воображение, необходимо побуждать его к сравнениям, высказываниям. Поэтому репертуар подобран для каждой темы в контрастных сопоставлениях (принцип контрастных сопоставлений).

    Классическая музыка предоставляет педагогу широкое поле деятельности.

        Во-первых, как сказано выше, он может по-разному объединять слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах. Это позволяет варьировать структуру, избегать шаблонов, побуждает к творчеству - принцип синкретизма, слитности различных видов деятельности.

        Во-вторых, применять разработанные конспекты - для всех возрастных групп и по всем темам - вариативно, гибко, творчески.

        В-третьих, менять возрастные границы рекомендуемого репертуара по своему усмотрению (конечно, сочетая доступность эмоционального содержания музыки с жизненным опытом детей). Но педагогу предоставляется возможность самостоятельно определять время прохождения каждой темы или, при необходимости, менять их последовательность, т.е. «забегать вперед и возвращаться назад» -принцип адаптивности, гибкости.

          Наконец, принципы - тематический, концентрический, контрастных сопоставлений, синкретизма, адаптивности - облегчают планирование работы на перспективу ближнюю и дальнюю, помогают ориентироваться в логике усложнения репертуара, отбирать его по своему усмотрению.

            Однако, как мы знаем, успех работы - в нашем случае это успех формирования основ музыкальной культуры - определяется не только содержанием программы, но и формами организации деятельности и методами обучения. Чтобы обучение носило развивающий характер, а не вело к муштре и натаскиванию, методы формирования основ музыкальной культуры должны побуждать детей к творчеству, к активной деятельности. В этой связи надо добиваться, чтобы действия детей соответствовали звучащей музыке, уподоблялись меняющемуся характеру произведения через движения, слово, выбор тембра инструмента и т.д. Метод этот - уподобление характеру музыки - способствует развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, побуждает к осмыслению ее выразительных средств в активной творческой деятельности.

            В раннем и младшем дошкольном возрасте, когда дети еще не могут сами выразительно двигаться, высказываться о характере произведения, им, естественно, необходима помощь. Так, педагог может тихо, по ходу звучания произведения, облегчая его усвоение не только интонацией, но и мимикой, пояснять: «Какая нежная, ласковая музыка» (словесное уподобление характеру музыки).

    При этом он уподобляет звучанию музыки и свою мимику (мимическое уподобление), и интонацию голоса (интонационное уподобление).

     Может нежно прикоснуться к руке малыша(тактильное уподобление).

     Побудить его выразить характер звучания музыкально-ритмическими движениями, ритмопластикой (двигательное, ритмо-пластическое уподобление).

     Важно помочь детям выбрать инструменты, чтобы с помощью оркестровки передать смену настроений в произведении (темброво-инструментальное уподобление).

     Малыши лучше воспринимают мелодию «с голоса»; следовательно, можно негромко подпевать мелодию во время звучания произведения, «выводить» ее на голос (вокальное уподобление характеру музыки). Этот метод способствует и тому, что дети сами начинают напевать полюбившиеся и запомнившиеся им мелодии.

     У музыкального руководителя есть возможность сочетать разные виды уподоблений - словесное, мимическое, интонационное, вокальное, тактильное и пр. Тем самым он учит детей высказываться о характере музыки, согласовывать действия соответственно смене частей музыкального произведения. Иными словами, педагог развивает эмоциональную отзывчивость, осознанное восприятие музыки, и уже в дошкольном возрасте начинает формировать через культуру личность, которая сможет ценить, творить, усваивать и приумножать ценности родной  и мировой культуры.

     Музыкальный руководитель Ивакина А.Н.

    Категория: Мои статьи | Добавил: mdou4novoorsk (27.05.2012)
    Просмотров: 1251 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: