Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Четверг, 14.12.2017, 19:40
Включить версию для слабовидящих
МДОУ "Детский сад №4 п.Новоорск"

 Каталог статей

Форма входа
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [7]
Баннеры


Портал «Культура.РФ»

Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 35
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    ...
    официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации"
    ...
    " официальный сайт Министерства образования Оренбургской области"
    ...
    официальный сайт Отдела образования администрации Новоорского района"
    ...
    Федеральный портал "Российское образование"
    ...
    Единое окно доступа к образовательным ресурсам
    ...
    Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
    ...
    Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Сказкотерапия для дошкольников
    Доклад к семинару старшего воспитателя Яшневой Н. В. Тема: «Сказка как средство оптимизации психоэмоциональной сферы дошкольников» (Слайд №1) Дошкольный возраст это период эмоционально-практического освоения мира. Высокая эмоциональность дошкольника, яркая эмоциональная окрашенность всей психической жизни и практического опыта составляет характерную особенность дошкольного детства. Особенностями формирующейся личности неразрывно связаны с направленностью мотивационной сферы, ценностными ориентациями, отношениями к предмету и социальному миру. Интерес к проблеме эмоционального развития ребенка в дошкольные годы наблюдается в настоящее время во всем мире. Подчеркивая значимость эмоциональных факторов, Л.С.Выготский писал, что "жизненный путь личности - это история ее переживаний". Эмоциональный опыт современного ребенка, т.е. опыт его переживаний, может иметь как положительную, так и негативную окрашенность, что оказывает самое непосредственное влияние на его настоящую и будущую жизнь. Эмоции определяют эффективность обучения, принимают участие в становлении любой творческой деятельности ребенка, в развитии его мышления. Один и тот же ребенок способен проявить себя по - разному в разных ситуациях. Поведение ребенка зависит от множества факторов. В связи с кризисными ситуациями в современном обществе у людей возникают экономические потребности. Удовлетворение этой потребности порождает особый стиль жизни. Часто можно встретить агрессивных, тревожных, но в тоже время замкнутых людей, детей с низкой самооценкой. Гнев, злоба, месть разрушают общество. Однако подобный стиль жизни и взаимоотношений несообразен внутренней природе человека и поэтому приводит чаще всего эмоциональной нестабильности, "разбалансировки" чувств, стрессу. Неудача, потеря, разочарование либо озлобляет человека, либо заставляют задуматься о том, чему раньше уделялось незначительное внимание. (Слайд №2) К сожалению, сейчас родители больше внимания уделяют интеллектуальному развитию своих детей, рано начинают обучать их, готовить к взрослой жизни, но для ребенка дошкольного возраста важнее развитие внутренней жизни, эмоциональной сферы, чувств, которые, как известно, являются главным регулятором его деятельности. Это и предопределило выбор темы данного семинара: "Сказка как средство психоэмоционального развития детей дошкольного возраста”. (Слайд №3) Мы провели беседу-опрос по теме «Ознакомление с художественной литературой» с детьми средней, старшей и подготовительной к школе групп. Цель: определение отношения ребенка к художественной литературе, литературных интересов. 1. Любишь ли ты слушать, когда тебе читают книги? Все дети на этот вопрос ответили положительно. 2. Есть ли у тебя дома книги? Кто тебе их читает? У всех детей есть книги в домашней библиотеке. В основном их читают детям мамы и бабушки, иногда братья и сестры, только в трех случаях — папа. Несколько старших дошкольников ответили, что уже умеют читать сами. Один ребенок из опрошенных ответил, что ему никто дома не читает. 3. Какие книги ты любишь? Популярностью у детей всех возрастов пользуются сказки: народные и авторские. В старшей группе многие дети называют книги, «по которым можно заниматься», — азбука, книги с заданиями. В старшей и подготовительной к школе группах большинство детей любят читать энциклопедии, атласы. У мальчиков этого возраста популярны книги про динозавров, рыцарей, путешествия, у девочек всех возрастов — книги про принцесс (например «Русалочка», «Белоснежка», «Золушка»), называют также книги, в которых есть волшебство. 4. Есть ли у тебя любимая книга? Среди любимых книг большинство детей называют русские народные, авторские сказки: «Три поросенка», «Красная Шапочка», «Приключения Буратино», «Заюшкина избушка», «Спящая красавица», «Гуси - лебеди», «Волшебное кольцо» и др. 5. Кто твой любимый герой? Вопрос о любимом герое заставил детей задуматься. Часть детей отрицательно ответила на вопрос — нет любимого героя. Среди названных героев — Золушка, Белоснежка, Доктор Айболит, Карлсон, Кот в сапогах. 6. Какие сказки ты знаешь? Дети называют много сказок: народные и авторские. Многие называют сказки-мультфильмы. 7. Знаешь ли ты писателей? Назови их. Дети средней группы называют К. Чуковского. В старшей и подготовительной к школе группах называют писателей, с которыми дети знакомились по программе: А.С. Пушкина, Шарля Перро, Х.-К. Андерсена, Н. Носова. 8. Ты хотел бы научиться читать? Все дети на этот вопрос отвечают утвердительно. Мотивом является желание хорошо учиться в школе и самостоятельно читать книги. Часть детей подготовительной к школе группы отвечают, что умеют читать. Таким образом, можно сделать вывод, что у детей дошкольного возраста присутствует интерес к литературе. Они любят слушать и рассматривать книги, знают много сказок, у большинства есть любимые книги и литературные герои. В круг детского чтения на первое место выходят сказки. (Слайд №4) Да, действительно, сказка учит жить. А иначе зачем бы наши предки тратили драгоценное время на них? Зачем бы посвящали вечерние часы сказкам да отнимали детское внимание? И разве только дети были слушателями бабушки-сказительницы в семье? С не меньшим удовольствием и волнением погружались в мир волшебства и чудес взрослые члены семьи! Да и где еще можно почувствовать себя вдали от житейской суеты и трудностей, как не в хорошей сказке? Теперь мы подробно разбираем все свойства сказки, ее педагогические, психологические медитативные возможности. Но суть всех этих рассуждений одна: без сказки нет у ребенка ни мечты, ни волшебной страны, где сбываются все желания. Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя, дает возможность за 15-20 минут примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. Это уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно- образователной работы с детьми. Пользуясь зашифрованным в сказке опытом прошлых поколений, ребенок и взрослый могут проникнуть в мир бессознательного и на ином, внутреннем, уровне разглядеть собственный мир чувств и переживаний. Не случайно сегодня сказки используются и педагогами, и психологами, и логопедами. Что, как не сказка, позволяет ребенку, да и взрослому пофантазировать? Кто есть я? Каким бы я хотел себя видеть? Как я сам вижу себя через волшебное зеркало, позволяющее разглядеть все вокруг не только глазами, но и сердцем? Что бы я сделал, обладай волшебством? Сказка позволяет «проиграть» такие вымышленные ситуации, каких нет и не может быть в окружающем мире. Сказка способна перед каждым из нас открыть дверцу, за которой свои и чужие радости и горести становятся осязаемыми, понятными, доступными для ума и сердца. Чужая душа перестает быть «потемками», а своя душа вдруг приобретает непривычные качества и свойства. Отчего у ребенка, а то и у взрослого текут слезы, если ему самому никто не угрожает, никто его не обижает? В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными и российскими учеными. На сказках апробируются психотерапевтические приемы, позволяющие смягчить поведенческий негативизм у ребенка. Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет. Педагогическая работа - это 1-й этап, включающий чтение сказки и беседу с детьми по ее содержанию. Психокоррекционная работа - это 2-й этап, включающий распределение ролей для проигрывания эпизодов сказки, психогимнасчтику, собственно психокоррекционную работу и рисование или изготовление поделок по мотивам сказок. (Слайд №5) Приведенные методические рекомендации позволяют воспитателям и учителям ненавязчиво и с интересом для детей проводить нравственные беседы, используя сюжеты сказок, получают возможность заниматься коррекционной работой с конфликтными, тревожными детьми, с детьми с завышенной или, наоборот, заниженной самооценкой, эгоцентричными, а также неуверенными в себе. Этими рекомендациями воспользовался музыкальный руководитель Ивакина А.Н. Она разработала тематический план работы на год. Одна из тем этого плана в январе месяце была «Сказка в музыке». В заключение цикла занятий по этой теме, Антонина Николаевна провела итоговое, открытое занятие в старшей группе « Ах, какая прелесть-сказка!». Педагогом была проделана большая предварительная работа: дети прослушали музыкальные произведения: «Баба-Яга» П.И.Чайковского, «Избушка на курьих ножках», «Гном» М.П. Мусоргского. Дети в группе, слушая музыку, отображали особенности характера сказочных героев в рисунке, из этих рисунков устроили выставку, которую использовали на открытом занятии. Воспитатель изготовил платковую куклу Бабы-Яги, дидактическую игру « Музыкальный сказочный кубик». На занятии, кроме музыкальных задач, развивать образное восприятие, интерес к музыке, умение сравнивать характер музыки с характером сказочного героя, решались и другие нравственные задачи, такие как, вызвать у детей желание играть друг с другом, слушать друг друга, помогать друг другу. Антонина Николаевна привлекала детей не уверенных в себе, взять на себя роль Бабы Яги, и дети раскрывались. В начале занятия мы услышали и увидели видео клип «Сказки детства». Педагог в своей работе использует информационно – компьютерные технологии. Антонина Николаевна работает над проектом «Мир фоновой музыки». Фоновая музыка – это музыка, звучащая вторым планом, без установки на осознанное восприятие, на занятиях и в свободной деятельности, повышает эффективность воспитательно – образовательного процесса и активизирует эмоциональную отзывчивость детей. А еще муз. руководитель создал коллекцию аудиосказок, которую используют воспитатели своей в работе. (Слайд №6) На основе методических рекомендаций можно содержательно и логично выстроить работу с родителями детей. Подключение родителей или других членов семьи позволяет приобщить всю семью к совместной работе по психокоррекции и реабилитации ребенка. Так, воспитатель Сунчакова И. В. разработала долгосрочный проект театрализованной деятельности детей «По сказочным тропинкам», с привлечением родителей к совместной театрализованной деятельности: изготовление атрибутов, театра из бросового материала, ширмы. Ирина Викторовна провела родительское собрание в средней группе: «Роль книги в жизни детей», подготовительной работой было анкетирование родителей на тему «Книга в жизни ребенка» Анализируя анкеты, можно сделать вывод, что родители читают в основном несколько раз в неделю и по просьбе ребенка, семь родителей обсуждают прочитанное с ребенком, книги в доме имеются (от 20 до 100шт.), разных жанров. Большинство детей предпочитают сказки и стихи, один ребенок любит литературу о природе. Шесть детей рассказывают о книгах, которые прочитали в детском саду. В библиотеку с ребенком не один из родителей не ходит. Произведения для длительного чтения читает с ребенком только один родитель. А сами родители предпочитают периодическую литературу (газеты, журналы). Для того, что бы родители больше уделяли внимания чтению художественной литературы, мы провели консультации, беседы на темы: «Роль книги в жизни детей», «Воспитание сказкой или сказочное воспитание», «Сказкотерапия», «Читаем сказки малышам».
    (Слайд №7) Сказкотерапия, пожалуй самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку. У него есть любимая сказка, которую он просит почитать вновь и вновь? Значит, эта сказка затрагивает очень важные для ребёнка вопросы. Посоветуйтесь с психологом. Сеансы сказкотерапии помогут вам понять, что привлекает ребенка в сюжете этой сказки, какой из героев нравится ему больше всех, почему он выбирает именно эту сказку. Со временем пристрастие ребенка к той или иной сказке меняется, и это означает, что малыш растет, развивается и ставит перед собой новые жизненные вопросы. Исследования психологов показывают, что в любимых сказках запрограммирована жизнь ребенка. "Скажи мне, какая твоя любимая сказка, и я скажу кто ты" - так перефразировали известную пословицу психоаналитики. Родители могут освоить сказкотерапию и самостоятельно, но психологическое консультирование, всё равно, не помешает. Для мягкого влияния на поведение ребенка психолог подбирает специальные сказки. Сказки для сказкотерапии подбираются разные: русские народные и авторские, специально разработанные психокоррекционные и медитативные сказки, и многие другие. Часто психолог предлагает малышу сочинить сказку самостоятельно. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми. Через сказку можно, например, узнать об отношении ребенка-дошкольника к разводу родителей. А всем ли полезна сказкотерапия? Да, сказкотерапия полезна всем. Есть специальные лечебные сказки не только для маленьких детей, но и для подростков и взрослых. Сказка поможет решить многие психологические проблемы. Не надо только считать ее спасением от всех бед. Это не чудодейственное лекарство, помогающее за один прием, а долгая, упорная работа, эффект от которой будет виден со временем, но обязательно будет. Терапию сказкой в детском саду можно проводить по-разному. Ведущий подбирает сказочные истории на разные темы. Например, о страхе и смелости, о добрых и злых поступках, о жадности и т.д. Сказки можно просто рассказывать и обсуждать с детьми, придумывать свои. Хорошо применять при этом пальчиковые и другие игрушки. Для занятий по методу сказкотерапии хорошо использовать сказочные декорации и костюмы, музыкальный фон. Детям очень нравятся ритуалы, с которых занятие начинается и заканчивается. Например, катание яблочка по тарелочке – она «начинает показывать сказку». Можно просто передавать из рук в руки любой «волшебный» предмет (клубочек, золотое яйцо, плюшевого сказочного героя и т.д.). Пусть дети поздороваются друг другом и пожелают всем счастья. Одно из таких занятий вы сегодня видели. Его проводил начинающий педагог – психолог Козлова Екатерина Владимировна, а разработала тренинг педагог – психолог Бабина Лилия Викторовна. Этим тренингом мы учили преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, внимательно слушать других, развивать умение вслушиваться в звуки музыки, формировали способности вспоминать свои действия в сказке и называть их. (Слайд №8) Специалисты по возрастной психологии считают, что лечение сказками можно использовать в любом количестве и для детей любого возраста. Играть в сказку – это не только развлечение. На основе волшебных сюжетов, бытовых и литературных сказок сказкотерапевты составляют серьезные методики. Так воспитатель, первой младшей группы, Тукабаева А. Д., ведет кружок «Со сказкой в спорт», цель которого вызвать интерес детей к воображаемой ситуации, побуждать находить новые характеристики движений, пробуждать у детей сочувствие к персонажам, учить использовать атрибуты, доставить радость, используя спортивно – развлекательны комплексы, составленные И. В. Померанцевой, Н. В. Вилковой. Автор книги «Учимся по сказке: Развитие мышления с помощью мнемотехники», Большева Т. А., вдохновила Растеряеву Е. Д. создать пособие: Опорные схемы – мнемотаблицы «Сказки», которыми пользуется Аэлита Дамулловна для развития познавательных способностей, связной речи и словесного творчества дошкольников. Комплексное занятие по сказке «Курочка - ряба» с использованием мнемотаблиц сегодня вы видели. (Слайд №9) Воспитатель старшей группы, Шамшиева О. А., провела физкультурный праздник на воздухе по мотивам детских сказок «Волк и семеро козлят». Программным содержанием наряду с совершенствованием у детей физических качеств, было так же умение воплощаться в игровой образ; воспитывать морально-волевые качества: выдержку, уверенность в себе, настойчивость в достижении положительных результатов. (Слайд №10) Слушая или читая сказку, ребенок или взрослый проигрывает ее в своем воображении. Он представляет себе место действия и героев сказки. Таким образом, он в своем воображении видит целый спектакль. Поэтому совершенно естественным является использование постановки сказки с помощью кукол в психологических целях. "Оживляя” куклу, ребенок чувствует и видит, как каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Ребенок реально становится волшебником, заставляя неподвижную куклу двигаться так, как он считает нужным. Поэтому у нас в детском саду уделяется большое внимание уголкам театрализованной деятельности, окружающей среде. Воспитатель должен научить детей видеть и понимать другого человека, переживать с ним его чувства. Учить ребенка контролировать свои эмоции и чувства. (Слайд №11) Современные научные данные убедительно показывают, что результат положительно-направленного эмоционального детского опыта - доверие к миру, открытость, готовность к сотрудничеству - обеспечивает основу для позитивной самореализации, растущей личности.
    (Слайд №12) Если ребенок живет в мире сказок, каждый день полон творчества и фантазии. Сказка не дает прямых наставлений, а рассказывает доступным языком о добре и зле, настоящей дружбе, учит находить выход из сложных ситуаций. Перевоплощаясь в сказочных героев в ходе праздников и досугов, дошкольники примеряют на себя их роли и получают полную свободу действий в отличие от реальной жизни. Наряду с этим сказка дает детям чувство психологической защищенности, потому, что каждый знает – чтобы ни происходило в сказке, в конце все будет хорошо.
    Категория: Мои статьи | Добавил: mdou4novoorsk (01.03.2013)
    Просмотров: 3958 | Рейтинг: 3.0/1
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: