Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Среда, 18.10.2017, 17:39
Включить версию для слабовидящих
МДОУ "Детский сад №4 п.Новоорск"

 Каталог статей

Форма входа
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [7]
Баннеры


Портал «Культура.РФ»

Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 34
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    ...
    официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации"
    ...
    " официальный сайт Министерства образования Оренбургской области"
    ...
    официальный сайт Отдела образования администрации Новоорского района"
    ...
    Федеральный портал "Российское образование"
    ...
    Единое окно доступа к образовательным ресурсам
    ...
    Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
    ...
    Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Современные формы и методы работы в ДОУ по развитию речи дошкольников.
    Современные формы и методы работы в ДОУ по развитию речи дошкольников. (доклад старшего воспитателя Яшневой Н. В., для педсовета) …Чтобы научиться говорить, надо говорить.
    М.Р. Львов. Чтобы ребенок своевременно и качественно овладевал устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми, т.е. обладал определенной речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общения детей позволяет ускорить формирование речевой активности. Развитию речи в нашем детском саду уделяется большое внимание: проводятся занятия по расширению словаря, формированию фразовой речи, обучению пересказу. Все это дает положительные результаты, но они касаются преимущественно количественной стороны речи. На занятии ребенок, подчиняясь взрослому, произносит и запоминает отдельные слова и фразы, однако, как правило, почти не использует их в активной речи. Эффективность занятий находится в прямой зависимости от того, как ребенок будет включать в активную речь полученные навыки. Первый блок. Активизация деятельности детей. Основным содержанием данного блока являются игровые упражнения и этюды на восприятие, переживание и выражение эмоциональных состояний в мимике и пантомимике, на развитие поведенческой активности, формирование самостоятельности, эмоциональной поддержки участников группы, на преодоление замкнутости, социальной изолированности через формирование чувства принадлежности к группе и адекватной самооценки.
    (примеры некоторых упражнений в журнале «Дошкольное воспитание» № 1 – 2007 год, стр. 51). Второй блок. Активизация компонентов речевой деятельности. Активизация речевой деятельности в целом невозможна без активизации ее основных компонентов, поэтому большое внимание следует уделять словесным играм, цель которых – обогащение словарного запаса, формирование грамматической правильности речи, интонационной выразительности и, главное, развитие умения использовать уже имеющиеся средства в речевой деятельности. Ценность таких игр – в том, что дети не только получают языковую информацию, но и оперируют ею, что стимулирует их собственную речевую активность. Третий блок. Активизация речи в разных видах деятельности. Одним из направлений этого блока является изменение социальной позиции, которое происходит за счет включения детей в разные виды деятельности и сферы общения. Для этого целесообразно использовать моделирование проблемных и игровых ситуаций, которые создаются путем использования наглядности, исполнения детьми различных ролей. Исполнение ролей в процессе игры и общения психологически настраивает ребенка на речевые действия, ожидаемые от него в определенной ситуации. Работа по активизации речи в игре и общении предполагает использование более сложных игр-драматизаций, инсценировок, творческих сюжетно-ролевых игр, игр-импровизаций с правилами, направленных на осознание своего социального Я, на развитие умения правильно определять отношение окружающих к себе, действовать в соответствии с предложенной или выбранной ролью, проявлять творчество и инициативу. Цель игры – устранение препятствий в межличностных отношениях, повышение социального статуса. Активную речь детей в игре стимулирует возможность перевоплотиться с помощью костюмов, использование декораций, сюрпризных моментов и др. Изобразительная деятельность также может выступать как специфическое средство активизации умственного и речевого развития детей. На занятиях рисованием им предлагают наглядный материал, обозначая его словами, рассказывая о действиях, которые можно производить с предметами. Такие занятия дают возможность создавать проблемные ситуации, способствующие проявлению речевой активности. Итак, организация совместных видов деятельности стимулирует активную речь, поскольку такая деятельность интересна и значима для детей, а ее успешность в большей мере достигается с помощью речевых действий. В результате у каждого ребенка появляется стремление к выстраиванию речевых высказываний. Целенаправленная работа по активизации речевой деятельности детей обеспечивает не только интенсивное речевое общение, но и взаимопринятие детей друг другом, повышение самооценки, проявление собственной активности каждым ребенком. Необходимо создать условия для полноценного развития речи детей, которые включают в себя: · создание развивающей предметно-пространственной среды; · целенаправленная работа воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности; · повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников; · изучение состояния устной речи детей; · участие родителей в речевом воспитании детей. «В пустых стенах ребёнок не заговорит»…- заметила в своё время Е. И. Тихеева. Насыщая групповое пространство, воспитатели заботятся в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении. Группы оснащены игровым оборудованием, магнитофонами, наглядный, игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность. По итогам оперативного контроля во всех группах есть уголки театральной деятельности, воспитатели всех групп их пополнили разнообразными театрами. ( кроме ср. гр. (2)) Еще одним необходимым условием речевого развития детей в ДОУ является изучение состояния устной речи дошкольников, которое заключается в проведении воспитателями диагностики речевого развития детей (2 раза в год). В феврале мною проводилось обследование речи детей старших групп, у значительного количества детей фиксируются различные речевые нарушения Результаты диагностики речевого развития детей старшей группы. Диагностику проводила по трем параметрам: словарный запас, грамматический строй речи, говорение и слушание. Высокий уровень – 1 р. Средний уровень – 6 д. Низкий уровень – 3 р. Результаты диагностики речевого развития детей подготовительной к школе группы. Высокий уровень – 3 р. Средний уровень – 5 д. Низкий уровень – 1р. Можно сделать вывод: больше внимания уделять словарному запасу детей, использовать дид. игры по развитию речи в утренние и вечерние отрезки времени, на прогулках, включать обучение грамоте, как часть занятия по развитию речи, в подготовительной группе больше уделять внимания обучению грамоте. Организация работы с родителями, направленной на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье, является необходимым условием. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье осуществляется через: · Оформление информационного стенда для родителей в холле ДОУ и в приёмных групп. · Консультации: «Речевая среда в семье и ее влияние на развитие речи ребенка», «Роль родителей в развитии речи детей», ознакомление с особенностями речевого развития детей определённого возраста, «Играем с пальчиками», «Влияние речевых нарушений на школьное обучение, на формирование личности ребёнка» и др. · Проведение конкурсов («Словотворчество»). · Индивидуальные беседы с родителями по итогам обследования речи детей, проводимые воспитателями (ст. воспитателем). · Консультирование родителей детей с проблемами в речевом развитии, (рекомендации посещения специалистов: дефектолога, сурдолога, ортодонта, ЛОР-врача, детского психоневролога, направление на ПМПК) и т.д. педагогом-психологом, ст. воспитателем, зав. ДОУ. · Практические советы родителям – показ артикуляционных упражнений для произношения определённых звуков, игры и упражнения на закрепление пройденного материала. · Показ открытых занятий по развитию речи. · Проведение родительских собраний с приглашением учителя-логопеда СОШ. · Совместное приобретение и изготовление игр и пособий по развитию речи. Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. Как известно, образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов – организации различных форм помощи родителям и содержательно-педагогической работы с ребенком. Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает непрерывность педагогического воздействия. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируются позиции родителей и педагогов. Ни одна, даже самая лучшая, развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в образовательно-воспитательном процессе.
    Категория: Мои статьи | Добавил: mdou4novoorsk (11.03.2013)
    Просмотров: 8849 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: